В российском законе о защите прав потребителей интересам юридических лиц – продавцов и производителей – почти не уделено никакого внимания. Неудивительно, что негласно он признан одним из самых лояльных в мире и в связи с этим все чаще используется недобросовестными покупателями в целях вымогательства и шантажа. В юридических кругах подобному поведению даже был дан неофициальный термин – потребительский экстремизм.
Не секрет, что, прикрываясь положениями закона, нечистые на руку потребители различными способами вымогают у продавца / производителя возмещение мнимого ущерба или сдают по гарантии товар, попользовавшись им определенное время. Кроме того, почти всегда потребительские экстремисты пытаются дополнительно получить компенсацию морального вреда или неустойку. Применяются и другие ухищрения – например, намеренное затягивание конфликта (путем почтовой переписки с продавцом или откладывания дела в суде) ради повышения выплат за просрочку рассмотрения претензии.
Тем не менее, руководствуясь нормами законодательства, опытные юристы могут отстоять права продавцов при злоупотреблениях или недобросовестном поведении со стороны покупателей.
Виды и стоимость услуг по представительству в судах г. Москвы в 2024 году
Вид услуги | Стоимость (руб.) |
---|---|
Правовая экспертиза документов | от 3 000 |
Составление претензии, ответа на претензию | от 4 000 |
Составление искового заявления, отзыва на исковое заявление | от 5 000 |
Составление апелляционной, кассационной жалоб | от 8 000 |
Составление иных процессуальных документов (заявлений, ходатайств, жалоб) | от 3 000 |
Представительство в судах (за 1 заседание) | от 15 000 |
Ведение дела в суде первой инстанции | от 45 000 |
Ведение дела в суде апелляционной, кассационной инстанции | от 45 000 |
Потребительский экстремизм: методы защиты и судебная практика
Зачастую сами продавцы потворствуют распространению потребительского экстремизма и не доводят дело до суда из-за нежелания придавать конфликт публичной огласке или ложной опаски презумпции виновности. Они легко поддаются на шантаж, который нередко осуществляется при содействии различных общественных правозащитников. Продавцы, обычно юридически не сильно подкованные, ошибочно полагают, что им проще заплатить требуемую сумму, чем доводить дело до административных проверок или суда, где к имущественным претензиям добавится еще и компенсация морального ущерба.
Однако при наличии профессиональной юридической поддержки не стоит бояться судебных разбирательств – историй, когда суд в деле о защите прав потребителей трактует закон в пользу юридического лица, не так мало. Грамотно подготовленная позиция позволит доказать недобросовестность покупателя с целью нанесения вреда предпринимателю, злоупотребление потребительскими правами или умышленные противоправные действия для обращения в свою пользу имущества продавца, в том числе в сговоре с соучастниками.
При явной провокации следует избрать правильную стратегию, исключив возможность быстрого «мирового соглашения». Необходимо убедиться, что претензия не фиктивна, а заявитель не является подставным лицом от уже упомянутых выше общественных объединений, которые ставят целью именно взыскание стоимости своих услуг.
Стоит отметить, что отстаивание интересов продавцов и производителей строится не на положениях закона о защите прав потребителей, а на нормах различных кодексов РФ – Гражданского, Уголовного и Гражданского процессуального. В частности, ст. 10 ГК РФ не допускает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Опираясь эту и другие статьи ГК, суды в зависимости от специфики дела нередко отклоняют удовлетворение требований истца о взыскании неустойки с ответчика.
Кроме того, сумма возмещения расходов на оплату услуг представителей подставного потребителя-экстремиста может быть снижена в разы с учетом всех определенных законом критериев, в т. ч. соотношения размера возмещения с объемом защищаемого права, характера спора, а также принципа разумности и справедливости. Таким образом, нечистоплотные правозащитные организации в дальнейшем теряют интерес к такому продавцу.
В качестве примера из практики компании «Юс Либерум» можно привести гражданское дело № 2-3431/2017 (г. Тольятти, судебный участок № 156 Ставропольского судебного района Самарской области), в ходе которого недобросовестный потребитель просил о возмещении стоимости (почти 30000 руб.) якобы некачественного пылесоса, которым он пользовался почти целый год. Кроме того, истец требовал вернуть расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб. и почтовую корреспонденцию, а также выплатить неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя. В результате приведенных веских доводов в защиту продавца суд вынес решение взыскать с ответчика в пользу истца только почтовые расходы в сумме 990 рублей, а затраты на оплату услуг представителя снизить более чем втрое до 3000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано.
Юристы компании «Юс Либерум» осуществляют представительство интересов в суде общей юрисдикции и в арбитражном суде. Обладая большим опытом и высокой квалификацией, наши специалисты с успехом защищают права клиентов в имущественных и неимущественных спорах.
За более подробной информацией о борьбе с потребительским экстремизмом, а также для получения БЕСПЛАТНОЙ первичной консультации и экспертизы документов обращайтесь к нашим специалистам по телефону: +7 (495) 642-45-97.